ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Предмет «Литература» предполагает 2 основных типа письменных работ: ответ на вопрос и сочинение. Это разные виды работ.

Ответ на вопрос в 5-7 классах может содержать даже 1 предложение, если оно достаточно точно и емко передает суть. Сочинение – это развернутое высказывание, здесь даже 5-10 предложений недостаточно. Есть, конечно, гении, которым удается излагать кратко, но мы сейчас не о них.

Сочинение обладает довольно жесткой структурой: вступление, основная часть, заключение. Это уже по крайней мере 3 абзаца, поскольку посылы, а следовательно, и микротемы в них различны.

Вступление нацелено ознакомить вашего потенциального читателя (это совершенно необязательно учитель) с предметом рассмотрения. Поскольку предмет этот вынесен в название темы (без темы нет сочинения; забыл обозначить тему, не обижайся – это 2), то неплохо было бы узнать его поближе. Наша тема довольно банальная, в виде вопроса сформулированная – такого рода темы очень часто будут появляться на первых этапах обучения сочинению – «Какие качества характера Васи помогли ему выбраться из тайги?».

Теперь отвлечемся от того, что мы прочитали и знаем всё о Васе. Попробуем встать на место человека, который совсем не в курсе, что из себя этот Вася представляет и вообще откуда он взялся. Какие вопросы у нас возникнут?

Давайте их зададим.

1.    Откуда взялся Вася?

2.    Чем он примечателен?

3.    Как оказался в тайге?

4.    Почему заблудился?

Все эти вопросы и составят вступление, вернее, ответы на них. Если вы и в дальнейшем сохраните такой подход к сочинению, то вопросов, что должно быть в начале, не возникнет. Кроме того, эту часть всегда венчает тезис – краткий ответ на поставленный в теме вопрос. (Я думаю, что Васе помогли выбраться из тайги такие качества характера, как …) Тезис в развернутом виде составляет основную часть. Но об этом позже.

Теперь не о содержании, а о форме вступления. Правильно написанное сочинение – то, в котором вступление вместе с заключением составляют НЕ БОЛЕЕ 1/3 работы. Значит, оно должно быть достаточно кратким. Конечно, следует указать и автора, и название произведения, и его жанр (рассказ), но не следует переписывать статью из учебника с подробной биографией писателя. Время написания следует указать только в том случае, если это важно для понимания темы (так было, когда мы писали сочинение о духовном рабстве по рассказу «Муму»). Характеристику главного героя, описание его намерений и того, как он заблудился, надо свести к 2-3 предложениям. Если постараться, то всё можно уместить и в одно предложение. Но не надо. Оно получится неудобочитаемым. Не забудьте о тезисе. Он важен: нет тезиса – минус балл.

Основная часть потому так и называется, что это основа сочинения. Она показывает, насколько вы знаете текст, как вы умеете логично располагать материал, находить аргументы, опираться на факты. Вот вы пишете, что помогла смекалка, – покажите это, обоснуйте либо цитатой, либо кратким пересказом и – обязательно – своим пояснением (Мы видим, что… Писатель показывает, что… Автор убеждает нас в том, что…)

Каждое качество – аргументированно, это отдельная микротема, следовательно, новый абзац. Сколько качеств – столько абзацев.

В заключительной части вы подводите итоги, вероятно, делаете выводы о мальчике, даете оценку его действиям, высказываете мнение о писательском замысле, свое отношение.

Станьте первым, кто оставит
комментарий к данному материалу.

Авторизоваться
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?